На левом берегу живописной реки Ислочь, недалеко от местечка Рудня в 12 км. от Ивенца, (53.97625843143961, 26.69247879074473) среди чистых сосновых лесов и величественных дубрав, находится культовое место белорусских фотографов — руины охотничьего поместья графов Тышкевичей построенного в 19 веке.
Отношение к этому памятнику старины в новейшее время было такое же, как и к подавляющему большинству других подобных объектов — не просто наплевательское, но даже какое-то деструктивное. Когда-то здесь тренировались скалолазы, вбивая крюки для своих верёвок прямо в мощные кирпичные стены. Затем они оставляли на этих же стенах «памятные граффити» в память о покорённых высотах… Домик зарастал травой и деревьями, а в 1986 г. его накрыло радиоактивное пятно, приплывшее из Чернобыля, так что жить здесь теперь ещё и опасно для здоровья. А когда-то в лучшие времена в этих стенах было образцовое охотничье имение одного из самых знаменитых дворянских родов Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи — рода Тышкевичей. Но даже больше это место знаменито тем, что в 1893 году один из представителей этого рода — граф Бенедикт Генрик Тышкевич — организовал в его стенах одну из лучших в крае фотолабораторию, в которой сам был главным творческим лицом.
Вид усадьбы 8 сентября 2019 года.
Участники фотоклуба «ПРОявление» в усадьбе Тышкевичей в 2014 году.
Вид усадьбы в апреле 2014 года, когда ещё не появилась зелень на деревьях…
Богатейший аристократ, потомок известного в Беларуси влиятельного дворянского рода, среди представителей которого были археологи, путешественники, краеведы, граф Бенедикт Тышкевич в 1893-м возвел здесь двухэтажное здание и ряд хозяйственных построек. В пуще охотились на медведей, кабанов, лосей, косуль, волков.
Строительство фотолаборатории в Вялом. Пан Тышкевич безжалостно эксплуатирует крестьянский женский труд :)
А вот дом уже построен и крестьяне как бы празднуют Дожинки. Наряженные в белые брюки и жилеточки по последней парижской моде ;)
Семейный автопортрет, 90-е годы девятнадцатого века. Справа стоит старший сын Джон Бенедикт (1875−1948)
Граф Александр Тышкевич, родственник Бенедикта Тышкевича, во время светской беседы в одном из польских салонов в 1898 г.
Автопортрет под огромной агавой, выполненный во время путешествия в Северной Америке.
Еще в 1876 году разносторонне образованный граф, совершивший морские археологические экспедиции в страны Востока, на собственной парусной яхте «Жемайтии» отправился на Всемирную промышленную выставку в Филадельфию, где представил свои первые фотоработы. Это были репортажные фотографии малоизвестных племен, снятых во время путешествия в Алжир.
В отличие от своих дедов, самостоятельно делавших путевые зарисовки с натуры или приглашавших художников с этюдниками, просвещенный внук увлекся авангардным для своего времени занятием — фотографией. Хорошо овладев ее техникой, граф добился результатов, превосходящих само искусство фотографии. Собственно, его фотографии — это продолжение его увлечения искусством. На выставке в США работы Бенедикта Тышкевича, одного из первых мастеров фотографии в мире, были удостоены золотой медали.
Автопортрет Тышкевича с охотничьими трофеями
Автопортрет
Портрет сына Джона Бенедикта
Это любимая дочка Бенедикта Тышкевича Эльжбета-Мария
На многочисленных снимках, сделанных в Вялово, граф запечатлел свой родной край.
Тут и фотографии крестьян и ремесленников, бытовые сценки и интерьеры деревенских хат, стильные будуары и салоны, и множество портретов современников. Среди них, как произведение высочайшей культуры, выделяется портрет дочери Элизабеты Марии Тышкевич.
Портрет дочери Элизабеты Марии Тышкевич
Человек высокой культуры, граф был своего рода репортером своего времени. Благодаря Бенедикту Тышкевичу можно увидеть, как выглядели белорусы того времени, полюбоваться дивной хроникой давно ушедших дней.
Ничто не ускользало от зоркого и внимательного взгляда фотографа. Его фотографии совершенны, они свидетельствуют о высоком профессионализме мастера и представляют исторический и художественный интерес.
После смерти жены граф с тремя детьми уехал во Францию, где он и прожил до конца своих дней.
Из-за отсутствия фотоархива имя Бенедикта Тышкевича — фотографа, коллекционера и путешественника почти неизвестно на родине. Ни одной из его фотографий в Беларуси не сохранилось, хотя лучшие свои фотографии граф сделал на белорусской земле.
Поместье графа и фотоархив были уничтожены во время Первой и Второй мировых войн. Здание фотолаборатории сохранилось, но, как многие белорусские памятники, стоит в руинах из красного кирпича.
Коллекция оригиналов фотографий графа Бенедикта Тышкевича теперь является частью фондов музея Нисефора Ньепса во Франции. 86 оригиналов фотографий в 1994 году выставлялись во Франции. Копии высокого качества были показаны в Вильнюсе в 2000 году. Уцелевшие шедевры мастера белорусы смогли увидеть только в 2009 году во время выставок, посвященных 170-й годовщине изобретения фотографии. Ее организовало Посольство Франции в Республике Беларусь при содействии Белорусского общественного объединения «Фотоискусство».
Фотоснимки первого белорусского фотографа Бенедикта Тышкевича являются настоящими шедеврами белорусской фотографии, отмеченными также золотыми медалями на выставках в Польше в 1894 году и в Берлине в 1899 году.
Вообще, Бенедикт Тышкевич любил фотографировать крестьянские портреты и пасторали. Крестьяне у него хоть и приодетые и, наверное, не самые бедные, хоть кадры съёмок очень-очень постановочные, но в глазах у селян всё равно какая-то глубокая среднебелорусская тоска…
И крестьяне, которые ходят по воду в речку в праздничных юбках и корсетах:)
Бенедикт Генрик Тышкевич (1852−1935)
Патриотически настроенные граждане называют местом рождения Бенедикта Тышкевича Логойск, однако, более надёжные источники говорят о том, что он всё-таки родился в Немеже, что в современной Литве. Бенедикт Тышкевич не принадлежал к Логойской ветви Тышкевичей, из которой вышли два знаменитых её представителя — братья Евстафий и Константин Тышкевичи, а был из той ветви, основные имения которой находились в Прибалтике. Там, под Ковно, в имении Красный Двор, Бенедикт провёл своё детство под опекой дяди, поскольку оба его родителя умерли, когда он был ещё маленьким. Здесь в богатой библиотеке он прочитал много книг о великих географических открытиях, путешествиях в разные края света, и под влиянием этой литературы сам стал грезить о далёких странствиях. Также, будучи натурой неординарной, Бенедикт увлёкся ещё одним авангардным для своего времени занятием — фотографией.
Бенедикт Тышкевич стремился жить красивой, насыщенной жизнью. С детства он вместе с дядей ездил во Францию, а в 22 года он отправляется в Америку, в Бостон, чтобы приобрести там свою давнюю мечту — собственную яхту! Желаемое судно он там не нашел, зато нашёл спутницу жизни, которой стала дочь богатого судовладельца Эльжбета-Клара Банкрофт. Яхту же Бенедикт Тышкевич позже построил себе во Франции на заказ и назвал в честь того края, где он вырос — «Жемайтией». Яхта была настолько красивой и современной, что в 1878 году она и её владелец получили на Всемирной выставке в Париже (той самой, для которой построили Эйфелеву башню) золотую медаль! В то же время Тышкевич являет миру свои первые фотоработы, которые были впервые выставлены в Филадельфии в 1876 году. В конце 1870-х начале 1880-х гг. Бенедикт снаряжает специальные морские археологические и фото- экспедиции в Индию, Китай и Японию, участвует во французских морских регатах и даже желает совершить морское кругосветное путешествие, но ему помешало начало русско-турецкой войны.
В 1883 году графа Тышкевича постигла трагедия: скоропостижно скончалась его жена, оставив у него на руках троих детей. К тому же Бенедикта одолевали и финансовые трудности. Он принимает решение вернуться от любимого моря в родные лесные края. Но и там он находит, чем заниматься: организует в Ковно спортивно-гимнастическое общество, а затем забирается в самый глухой уголок своих владений — в Налибоцкую пущу, в то самое охотничье имение, которое тогда называлось Вялое. Там Бенедикт Тышкевич создал настоящий пасторальный райский уголок — на лоне прекрасной налибокской природы красовалось ухоженное имение, дом в котором был обставлен с истинным дворянским комфортом! И, как уже упоминалось, именно здесь он организовал лабораторию для своего большого увлечения — фотографии. Большой фотоархив хранился прямо в доме в Вялом. И тот, и другой сгорели не то в первую, не то во вторую мировую войны. К счастью, Бенедикт Тышкевич увёз часть снимков в свой дом во Францию. Там они попали в руки антикваров, а в 1993 году были куплены Музеем Нисефора Ньепса, где находятся и в настоящее время. В 1999 году копии фотографий выставлялись в Литве, для которой он, оказывается, первый литовский фотохудожник «Тишкевичюс». Тогда же литовцы издавали и каталог той выставки, где были экспонировавшиеся там снимки. В октябре 2009 года упомянутый французский музей показывал некоторые оригиналы (!) фотографий Бенедикта Тышкевича на выставке в Национальном музее истории и культуры РБ.